Здоровье – это самая большая ценность для всех людей.
С 1 января 2020 года начата реализация обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Система ОСМС основана на равном доступе всех застрахованных к пакету услуг, независимо от размера взноса. При этом при обращении за помощью по ОСМС пациента не ограничивают в объеме и стоимости медицинских услуг.
Казахстанская модель системы ОСМС является социально ориентированной. То есть почти за 11 млн граждан из 15 льготных категорий населения взносы платит государство.
Есть два пакета: гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС), согласно которым люди могут получить медицинскую помощь.
Государство гарантирует бесплатную медицинскую помощь в рамках ГОБМП. Согласно постановления Правительства РК от 16 октября 2020 года № 672 в нее входят следующие услуги:
– Скорая и неотложная медицинская помощь включая санитарную авиацию, а также услуги мобильной бригады при заболеваниях, вызывающих ухудшение эпидемиологической ситуации в стране).
– Обслуживание в поликлиниках (диагностика, лечение и управление наиболее распространенными заболеваниями, скрининги для целевых групп населения, наблюдение беременности, профилактические прививки).
– Диагностика и лечение при:
- социально-значимых заболеваниях (туберкулез, ВИЧ и др.)
- хронических заболеваний (диабет, артериальная гипертензия, вирусный гепатит, ревматоидный артрит и др.).
– Медицинская помощь в стационарозамещающих и стационарых условиях в порядке, определяемом уполномоченным органом (в том числе при изоляции лиц, находившихся в контакте с больным инфекционным или паразитарным заболеванием, представляющим опасность для окружающих).
– Обеспечение лекарственными средствами при оказании специализированной помощи, а также в соответствии с перечнем заболеваний, против которых проводятся профилактические прививки. Кроме того, получить лекарства на бесплатной основе могут категории граждан, состоящие на диспансерном учете по определенным заболеваниям и состояниям.
С более подробной информацией по предоставляемым медицинским услугам в рамках ГОБМП можно ознакомиться по ссылке – adilet.zan.kz/rus/docs/P2000000672#z56
Люди, имеющие статус застрахованности в системе ОСМС, получают расширенный доступ к медицинской помощи в пакете обязательного социального медицинского страхования.
Согласно постановления Правительства РК от 20 июня 2019 года № 421 в пакет ОСМС входят следующие медицинские услуги:
- специализированная медицинская помощь в амбулаторных условиях, включающая:
- профилактические медицинские осмотры;
- прием и консультации врачей узкого профиля по направлению участкового врача;
- динамическое наблюдение профильными специалистами лиц с хроническими заболеваниями;
- оказание стоматологической помощи в экстренной и плановой форме отдельным категориям населения по перечню, утвержденному уполномоченным органом;
- диагностические услуги, в том числе лабораторная диагностика (УЗИ, рентген, КТ, МРТ);
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, стационарная медицинская помощь (в плановой и экстренной форме, в том числе проведение лечебно-диагностических мероприятий в приемном отделении круглосуточного стационара);
- медицинская реабилитация.
- обеспечение лекарственными средствами при оказании специализированной медицинской помощи в стационарных и стационарозамещающих условиях. В амбулаторных условиях в соответствии с утверждаемым уполномоченным органом перечнем медицинских изделий для отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями.
С более подробной информацией по предоставляемым медицинским услугам в рамках пакета ОСМС Вы можете ознакомиться по ссылке – adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000421
Согласно Закону РК «Об ОСМС» http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1500000405 взносы необходимо производить ежемесячно. При этом важно, чтобы не было отсутствующих платежей за последние 12 месяцев, начиная с января 2020 года. В случае, если есть пропуски статус “застрахован” не присваивается.
После внедрения обязательного социального медицинского страхования, население страны часто задается вопросом: «Когда платить?», «За кого платить?», «Сколько платить?», «Как платить?», «За что платить?».
Итак, кто и как платит ОСМС.
Как защитить свои права пациента?
Одной из самых главных задач Фонда является защита прав пациента. Поэтому экспертами Фонда проводится мониторинг качества оказания медицинской помощи, а также проверки причин отказа в ее предоставлении.
Однако, зачастую граждане не знают куда обращаться, чтобы защитить свои права, если столкнулись с непониманием при обслуживании в медорганизациях.
Способ 1. Служба поддержки пациента.
Не теряя время, обратиться в созданную для контроля оказания медуслуг службу поддержки пациента и разрешить ситуацию на месте.
*данная служба работает в каждой медицинской организации
В каждой клинике эта служба:
- проводит внутренний контроль качества медпомощи
- выявляет нарушения при оказании медуслуг
- занимается рассмотрением обращений и жалоб
Способ 2. Обратиться в колл-центр Управления здравоохранения региона
Все медицинские организации подчиняются Управлениям здравоохранения, поэтому повлиять на решение своего вопроса можно обратившись к непосредственно в колл-центр Управления.
Способ 3. Мобильное приложение “Qoldau 24/7”
После Вашего обращения в “Qoldau 24/7” специалисты Фонда соцмедстрахования:
- связываются с медицинской организацией
- запрашивают информацию
- проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи
*Вашему обращению присваивается номер, по которому впоследствии можно отследить статус обращения.
Способ 4. SaqtandyryBot в Telegram.
- в Telegram найти “SaqtandyryBot” и запустить его
- в главном меню выбрать команду «Отправить обращение на 1406»
Отправить обращение: | История обращений: |
Указать регион, наименование медорганизации, суть вопроса | позволит проверить статус уже сформированной заявки |
Способ 5. Единый контакт-центр 1406
- принимает звонки круглосуточно
- рассматривает заявки по специально созданной трехуровневой модели обработки обращений:
- Первый уровень – вопросы консультационного характера
- Второй и третий уровень – обращения, требующие детального изучения
- Специалисты Фонда связываются с медицинской организацией, запрашивают информацию, проверяют оказание или причины отказа в оказании медицинской помощи
Способ 6. Раздел «Народный контроль» на сайте fms.kz
Сделать обращение, зайдя на сайт Фонда социального медицинского страхования:
- Перейти на сайт fms.kz
- Открыть раздел “Народный контроль”
- Выбрать задачу: пожаловаться или оставить предложение.
Пожаловаться: | Оставить предложение: |
Указывается регион, поликлиника, диагноз, дата визита, ИИН. Выбирается причина жалобы. | Необходимо заполнить исходные данные и сформулировать текст |
Моментальное определение статуса застрахованности
1. Проверка статуса в ОСМС на сайте Фонда
2. Проверка статуса в ОСМС на сайте Фонда
Источник: https://egov.kz/cms/ru/articles/health_care/osms / https://fms.kz/