Приложение 8 к приказу и.о. Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 июля 2015 года № 647 |
Типовая профессиональная учебная программа
по медицинским специальностям резидентуры
1. Паспорт образовательной программы
1. Типовая профессиональная учебная программа по медицинским специальностям резидентуры (далее – Программа) разработана в соответствии с пунктом 5 статьи 175 Кодекса Республики Казахстан “О здоровье народа и системе здравоохранения” от 18 сентября 2009 года, статьей 36 Закона Республики Казахстан “Об образовании” от 27 июля 2007 года и определяет порядок подготовки медицинских кадров в резидентуре в организациях медицинского образования и науки Республики Казахстан (далее – Организации).
2. Подготовка специалистов в резидентуре осуществляется с целью обеспечения отрасли здравоохранения квалифицированными кадрами.
3. Предшествующий уровень образования лиц, желающих освоить образовательные программы резидентуры – базовое медицинское образование, высшее медицинское образование, наличие интернатуры.
4. Образовательная программа резидентуры содержит:
1) теоретическое обучение, включающее изучение циклов обязательного компонента базовых и профилирующих дисциплин и компонента по выбору;
2) клиническую подготовку слушателей резидентуры;
3) промежуточные и итоговую аттестации.
Содержание циклов базовых дисциплин обязательного компонента определены согласно приложению 1 к настоящей Программе.
Планирование и организация образовательной деятельности осуществляются на основе типовых учебных планов по соответствующей специальности согласно приложениям 2–51 к настоящей Программе.
5. Для академического руководства приказом руководителя организации, в течение одного месяца после зачисления каждому слушателю резидентуры назначается куратор в порядке, устанавливаемом организацией.
6. Для руководства клинической подготовкой привлекаются клинические наставники в порядке, устанавливаемом организацией.
7. Оценка учебных достижений слушателей резидентуры осуществляется различными формами контроля и аттестаций, которые определяются организацией самостоятельно.
8. Промежуточная аттестация слушателей резидентуры осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом и академическим календарем в форме, утвержденной ученым (методическим) советом организации.
По завершении учебного года на основании итогов промежуточной аттестации приказом руководителя организации осуществляется перевод слушателей резидентуры с курса на курс. С этой целью определяется переводной балл.
Слушателю резидентуры, выполнившему программу курса в полном объеме, но не набравшему минимальный переводной балл, с целью повышения своего среднего балла успеваемости, предоставляется возможность повторно изучить отдельные дисциплины на платной основе в летнем семестре и повторно сдать по ним экзамены.
9. Итоговая аттестация слушателей резидентуры проводится в сроки, предусмотренные рабочим учебным планом и академическим календарем в форме, утвержденной ученым (методическим) советом организации.
К итоговой аттестации допускаются слушатели резидентуры, завершившие образовательный процесс в соответствии с требованиями индивидуального учебного плана.
10. Слушатели резидентуры выпускного курса не выполнившие требования индивидуального учебного плана, остаются на повторный год обучения без прохождения летнего семестра.
11. Для проведения Итоговой аттестации у слушателей резидентуры организация формирует Государственную аттестационную комиссию (ГАК).
12. Выпускник, завершивший образовательную программу резидентуры, демонстрирует освоение ключевых компетенций (далее – КК), определенные в приложении 52 к настоящей Программе.
Приложение 1 к Типовой профессиональной учебной программе по медицинским специальностям резидентуры |
Содержание циклов базовых дисциплин обязательного
компонента
Цикл дисциплин | Коды дисциплин | Наименование дисциплины | Результаты обучения | Содержание дисциплины | Код формируемой ключевой компетенции |
БДО (базовые дисциплины обязательные) | DM | Доказательная медицина | Демонстрирует знания в области доказательной медицине (ДМ), применительно к своей специальности. Владеет методами поиска в сети Интернет научных публикаций, рекомендаций, соответствующих принципам доказательной медицины. Владеет навыками проведения экспертной оценки научной статьи, истории болезни в соответствии с методическими рекомендациями, стандартами обследования и лечения, основанными на принципах ДМ. Владеет навыками самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей. Умеет использовать профессиональные коммуникации при уходе за пациентами и при взаимодействии с коллегами. Понимает значение использования принципов доказательной медицины и дизайна научных исследований в общественном здоровье и здравоохранении для эффективной клинической практики. | Введение в ДМ – определение, история, этапы развития, основные принципы и методы исследования, клиническая эпидемиология. Пять этапов ДМ. Терминология и инструментарий ДМ. Виды клинических исследований. Поиск медицинской научной информации в сети Интернете с использованием фильтров доказательной медицины. Систематические обзоры и мета-анализ. Критическая оценка и анализ научных публикаций. Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику. Оценка технологий здравоохранения. | КК 3, КК 6 |
БДО | OZZ | Общественное здравоохранение | Для формирования комплаентности способен осуществлять эффективную коммуникацию с пациентом и его окружением. Способен эффективно работать в команде с другими специалистами здравоохранения. При назначении лечения способен обеспечить его качество и безопасность для пациента. Способен обеспечить права и обязанности пациента применительно к своей специальности. Способен использовать в своей практике правовые и нормативные документы, регламентирующие деятельность своей службы. | Система общественного пациент-ориентированное здравоохранения. Правовая и нормативная база здравоохранения. Права и обязанности пациентов и медицинских работников в сфере охраны здоровья. Система менеджмента качества. Экспертиза качества медицинских услуг. Процессный анализ в деятельности врача. Обеспечение безопасности пациентов. Коммуникативные навыки общения. Формирование комплаентности пациентов. Обеспечение психологической безопасности в чрезвычайных ситуациях на уровне врача. | КК 2, КК 3, КК 4. |
БДО | SAZ | Статистический анализ в здравоохранении | Слушатель резидентуры применяет статистические методы для анализа деятельности организаций здравоохранения, мониторинга и оценки демографических, показателей здоровья населения, определение объема и качества медицинской помощи и социально-экономических процессов, оказывающих влияние на здоровье и систему здравоохранения. Слушатель резидентуры способен использовать статистические данные для написания научных статей, критически оценив профессиональную литературу. | Статистика. Предмет и методы исследования. Планирование и организация статистического исследования. Виды распределений. Обобщающие коэффициенты (относительные величины, средние величины, параметрическая и непараметрическая статистика). Вариационный ряд и его характеристики (варианта, средняя арифметическая, мода, медиана; среднее квадратическое (стандартное) отклонение, дисперсия, размах (амплитуда), коэффициент вариации, проверка нормальности распределения, правило “трех сигм”). Выборочный метод и оценка его результатов. Динамические ряды и определение основных показателей динамического ряда. Метод стандартизации, его значение и применение. Методика оценки и анализа демографических показателей. Методические подходы к анализу деятельности лечебно-профилактических организаций: показатели здоровья населения и системы здравоохранения; показатели сети и кадров, показатели амбулаторно-поликлинической организации, показатели деятельности стационара. Показатели деятельности различных служб здравоохранения. Корреляционный анализ и его применение в клинической деятельности. Использование статистических методов в т. ч. оценка достоверности для написания статей в здравоохранении. | КК 4, КК 5. |
БДО | MNI | Менеджмент научных исследований | Демонстрирует знания в области методологии научного исследования, в частности, знание законов, понятий, терминологии, принципов и подходов к организации и проведению научных исследований в клинической практике. Владеет навыками выбора методологии научных исследований, различных методов исследования, выбора и определения объектов исследования, размера выборки, шкалы измерения, определения ошибок научных исследований, оформления научной работы, докладов, публикаций для успешного участия в научных семинарах и конференциях, применительно к своей специальности. Способен определить актуальность научного исследования, сформулировать цель и задачи научного исследования, выводы и рекомендации по результатам исследования; определять научную новизну и практическую значимость работы; составить программы научного исследования по конкретной проблеме или задаче. Способен эффективно участвовать в работе исследовательской команды для проведения процедуры планирования, организации, проведения и оформления научного исследования для участия на различных уровнях. | Наука и научное исследование. Международные и национальные стандарты и иные НПА, регламентирующие правила и принципы научных исследований. Порядок и принципы этического регулирования исследований в области здравоохранения. Организация проведения научных исследований в медицине. Элементы проекта исследования. Разработка программы и плана исследования. Системный подход к планированию. Формулирование темы, цели и задач исследования. Дизайн и методология исследований в медицине. Сбор информации. Обработка данных. Анализ исследований. Формулирование выводов, рекомендаций и оформления отчетов по научно-исследовательской работе. Рецензирование и экспертиза научно-исследовательских работ. Подготовка научных материалов к опубликованию. Основы редактирования, оформление и корректура научных текстов. Оценка методологического качества, основные виды ошибок научных исследований. | КК 5, КК 6. |
Запись на кт/мрт